К актуальным проблемам школы можно отнести:
· Рост числа детей с проблемами адаптации к требованиям школы и социума, растущих в неблагополучных семьях, где родители не помощники школе в реализации воспитательной функции;
· Негативные последствия от воздействия СМК, появление таких явлений как компьютерная зависимость, увлечение игральными аппаратами;
· Изменение обстановки вокруг школы, где проживают большинство учащихся, (В микрорайоне возросло количество людей, ведущих асоциальный образ жизни. );
· Ухудшаются показатели здоровья учащихся, поступающих в первый класс школы;
· Сокращение финансирование школы ухудшило состояние материально технической базы спорта и досуга.
Сложности организации системы воспитания связаны с двухсменной работой школы, отсутствием свободных площадей.
Программа «Развитие воспитательной системы школы» призвана, опираясь на традиции школы, на опыт отечественных и зарубежных школ, на достижение педагогической и психологической науки обеспечить эффективное воспитание ее учащихся.
Цель программы: Активизировать воспитательную направленность в работе школы, обеспечить эффективность педагогической поддержки личностного и социального развития учащихся.
Задачи программы:
1. Внести в содержание воспитательной работы с учащимися новые концептуальные идеи, достигая на их основе возможностей совершенствования воспитательной системы в целом.
2. Реализуя идею социального партнерства, построить единое социально-воспитательное пространство, в которое наряду со школой будут включены шефы промышленного предприятия, культурно-образовательные учреждения города, высшие учебные заведения, медицинские учреждения, представители охраны правопорядка.
3. Используя возможности самой школы и средства благотворительного фонда укрепить материальную базу для обеспечения досуга детей и их занятий спортом.
4. Внедрить в работу классных руководителей современные методы и формы внеклассной работы, повышая их педагогическую компетентность и психологическую грамотность.
5. Привлечь родительскую общественность в непосредственное участие в воспитательной работе школы. Усилить связь с семьей в решении воспитательных задач.
6. Увеличить число детей занятых в спортивных секциях, кружках, клубах.
Концепция программы развития школы. В условиях произошедших в российском обществе перемен, связанных с ними последствий, а так же развивающихся процессов модернизации образования актуализируется идея построения воспитательной системы школы на основе гармонизации образовательных парадигм. В реализации воспитательных задач учебным заведением не обходимо исходить из идеи гармоничного сочетания культурологического, компетентностного, личностного подходов обучения и воспитания. Что означает:
Формирование у учащихся
· чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство другого (сверстника, старшего);
· адекватного ситуациям поведения, овладение культурой труда, отдыха, общения, здорового образа жизни;
· готовности к непрерывному образованию, развитию и саморазвитию;
· умения реализовать соотносить свои потребности и потребности окружающих, ориентируясь в ценностно-смысловых доминантах современности;
· ответственного отношения к себе, своим поступкам и действиям, освоение навыков культуры быта и культуры социального взаимодействия;
· осознание своего статуса гражданина России, чувства ответственности за ее судьбу и судьбу своей родины – республики Татарстан, города Зеленодольска;
· соблюдение традиций своего народа, бережное отношение к ним, а так же уважительное отношение к культуре и традициям других народов.
Изменение структуры, содержания системы воспитания через:
· внедрение идей педагогики поддержки в систему работы с учащимися;
· психологизацию воспитательного процесса использование системы диагностики и мониторинга в работе классного руководителя;
· построение внеклассной работы с учащимися на идеях продуктивной деятельности; педагогических технологиях, предполагающих эффективные возможности творческого развития учащихся;
· инициацию активности широкой общественности, промышленных предприятий, государственных служб;
· усиление воспитательной направленности обучения.
Осознания школой того факта, что ее миссия в образовании и воспитании учащихся, предполагает работу по преодолению отрицательного социального воздействия на личность. Это невозможно без овладения современными формами воспитательной работы и интеграцией всех заинтересованных лиц в воспитании детей и подростков. Данное определяет необходимость изменений в управлении школой. В частности усиливается необходимость деятельности по расширению связи школы с широкой общественности, поиск форм и методов взаимодействия, создания единого социально-воспитательного пространства. (Модель данного пространства как одного из направлений работы школы в рамках Программы развития воспитательной системы прилагается.) Другой значимой частью управления в рамках Программы становится разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов. (Тематика предлагаемых проблем в работе с педагогами и классными руководителями дана ниже.)
Приоритетные направления и стратегии воспитания.
· В условиях духовного кризиса приоритет духовности и нравственности становится главным в содержании воспитания и обучения, определяя изменения в системе связи учитель – ученик.
· Духовное здоровье человека невозможно без здоровья физического. Укрепление физического и психического здоровья учащихся – главные педагогические приоритеты.
· Воспитание патриотизма предполагающего синтез духовно-нравственной, мировоззренческой и личностной зрелости.
· Воспитание трудолюбивой и конкурентноспособной личности. При этом показателем конкурентноспособности личности является умение достигать ее цивилизованными методами.
Педагогические стратегии, ориентированные на успех в реализации намеченных направлений воспитания в умелом использовании как старых, общепринятых методов, так и использовании современных подходов к воспитанию, опоре на психологическую службу школы. Последнее определяет разработку стратегии деятельности психологической службы школы в развитии воспитательной системы школы. Важным фактом этого участи становится дифференцированный подход деятельности психологической службы школы в создании эффективных условий развития ребенка. (Направления деятельности психологической службы в рамках Программы даны ниже.)
Педагогическая поддержка детям «группы риска».
· Сохранение системы освобожденного классного руководителя и увеличение количества педагогов, выполняющих эту функцию;
· Вовлечение детей этой группы в спортивные секции и художественные кружки;
· Усиление деятельности социального педагога с детьми данной группы и их родителями, проведение индивидуальной работы с учащимися психологом школы;
· Выявление и пресечение любых случаев антисоциальных действий учениками школы, привлечение для работы с данными учащимися родительской общественности и работников правоохранительных органов;
· Привлечение детей данной группы к участию в классных и школьных мероприятиях, трудовых делах;
· Охват детей данной группы системой тренингов по антинаркотической пропаганде и тренингов личностного роста.
Педагогическая поддержка в работе с одаренными детьми.
· Создание оптимальных условий для обучения детей занимающихся в спортивных секциях, музыкальной и художественной школах;
· Привлечение детей данной группы к участию в школьной жизни, к проведению исследовательской работы, в городских и республиканских конкурсах;
· Проведение специальных тренингов направленных на личностное развитие учащихся, повышение их конкурентной способности;
· Организация дополнительного образования старшеклассников в системе подготовки к поступлению в высшую школу;
· Расширение числа участников группы Лидер, активизация ее деятельности.
Педагогический проект в обеспечении воспитательного процесса школы
Повышение уровня воспитанности учащихся, личностное развитие школьников выступают важными показателями качества образования, включая в себя сформированность таки личностных качеств и свойств как добросовестность, ответственность, дисциплинированность, социальная активность, патриотизм, гражданственность. В реализации указанных задач в школе создана и действует система воспитательной работы, ряд направлений ее успешно осуществляется через педагогические проекты:
1. «Толерантный класс»;
2. «Оптант» («Педагогическая поддержка профессионального развития школьника»);
3. Программа «Здоровое тело к здоровому духу»;
4. Общешкольная программа «Патриотическое воспитание учащихся средствами урока и внеурочной деятельности»;
Интеллектуальное воспитание осуществляется через программу научно-исследовательского общества «Наследие».
Эстетическое воспитание учащихся – программа «Поликультурное воспитание средства национальных культур и мировой культуры в целом», участие в кружковой работе;
Физическое воспитание учащихся – через развитие системы спортивных кружков вовлечение учащихся в занятия в спортивных секциях, популяризацию физкультуры и спорта.
Особое значение в воспитании социальной активности учащихся играет развитие волонтерского движения. В школе создано объединение волонтеров «Твори добро».
Продолжается работа по программе «Лидер».
В качестве задачи на 2009-11 г.г.:
Основные направления развития воспитательной системы школы:
1. Структруирование системы воспитательной работы соответственно с программой «Развития воспитательной системы школы», разработанной в соответствии с Федеральной программой.
2. Развитие структуры воспитательной работы школы в соответствии с программами «Оптант», «Толерантный класс», «Здоровое тело к здоровому духу».
3. Дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.
4. Формирование копилки классного руководителя, через обобщение опыта воспитательной работы педагогов школы.
5. Формирование нормативно-правовой основы для организации воспитательного процесса в школе.