Проблема, над которой работает коллектив школы - Гармонизация образовательных парадигм как условие функционирования школы в режиме развития.
Это определило задачи психолого-педагогической службы.
-
обеспечение оптимального уровня интеллектуального, социального и эмоционального развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.
-
оказание психологической помощи участникам педагогического процесса: учителям, учащимся и родителям.
-
психологическое обеспечение предпрофильного обучения учащихся.
-
повышение психологической культуры педагогического коллектива по проблеме предпрофильного образования
Реализация этих задач осуществляется через выступления на родительских собраниях, выступления перед педагогами на пед. советах и через коррекционно-развивающие занятия с учащимися. Проводилась групповая, индивидуальная, профилактическая и диагностическая работа с учащимися, педагогами и родителями. Создан и накоплен методический материал для осуществления психологической работы.
Одним из главных направлений психологической службы школы является изучение уровня адаптации в 1-х классах.
Первый раз ребенок появляется в школе весной, когда начинается набор в 1-е классы и вот уже здесь складывается первое впечатление о ребенке. Определяются возможные проблемы, связанные с обучением и воспитанием. Зная ребенка и понимая его можно сделать так, чтобы процесс адаптации прошел безболезненно, психологом школы проводится следующая работа:
-
С родителями проводятся индивидуальные консультации и групповые беседы, которые способствуют психологической грамотности родителей, ориентируют их на особенности подходов воспитания собственного ребенка.
-
С учителями обговариваются педагогические приемы, которые необходимы для индивидуального подхода к ученику.
-
Проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми, у которых процесс адаптации проходит сложно.
Учителем также ведутся наблюдения за первоклассниками, оценивается по 7-мибальной системе учебная активность, успеваемость, поведение на уроке, поведение на перемене, отношение к одноклассникам и учителю, эмоциональное состояние.
С первого класса на каждого ученика заводится тетрадь самопознания, где ребенок отвечает на вопросы тестов (многие учителя сами проводят тесты под руководством психолога). Таким образом, на каждого ученика собирается банк данных и создается карта-прогноз перспектив обучаемости в среднем звене. И учитель, взявший этот класс на следующий год, кроме оценок в журнале, видит и развитие ребенка за четыре года.
Переход к обучению в среднем звене является важным моментом в жизни школьника. Изменение организации учебного процесса, введение новых предметов и переход к иным методам обучения требует определенного уровня зрелости как личностно-мотивационной, так и интеллектуальной сферы.
С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников были проведены следующие психодиагностические обследования:
1. анкетирование учащихся с целью изучения адаптации
2. изучение средовой адаптации по учебным предметам
3. определение учебной мотивации учащихся
4. определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса
5. собеседование с учениками и педагогами по вопросам адаптации
6. наблюдение за учащимися на уроках и внеурочное время.
При анализе диагностических диаграмм 5-тиклассников явно просматривается взаимосвязь результатов теста школьной тревожности Филипса и отношение к школе. У детей с отрицательным отношением к школе – повышенная и высокая тревожность по большинству параметров теста Филипса. После обсуждения и по согласованию с классными руководителями был определен список детей для психолого-педагогической коррекции. Даны рекомендации работы с этими детьми.
Для своевременного выявления проблем во взаимоотношениях с преподавателями и учащимися в 10-классах, а также для выявления уровня адаптации, было проведено социологическое исследование. Все данные были проанализированы и доведены до классных руководителей и педагогов на классно-обобщающем контроле, родительских собраниях. На базе 10-х классов проводилось исследование структуры ценностей (методика «15 деревьев»). С результатами учащиеся были ознакомлены в рамках индивидуального консультирования.
Психологической службой осуществляется и индивидуальная работа с учащимися по запросам классных руководителей и учителей - предметников.
Школьная психологическая служба принимала участие в работе над проблемой повышения профессиональной грамотности учащихся. С этой целью все учащиеся 7-8 и 9-11 классов проходили компьютерное тестирование. По результатам диагностики проводились беседы и консультации с учащимися и их родителями. также психологом проводились занятия которые направлены на повышение уровня профессиональной зрелости, т.е. способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющую информацию.
По совместно составленному плану с социальным педагогом школы проводится работа с детьми группы «риска»: диагностика, консультирование.