I. Управленческая деятельность по реализации программы.
Задача: Разработка и организация условий претворения данной программы в практической деятельности школы, контроль за ее реализацией.
II. Образовательная деятельность.
Задача: Повышение валеологической деятельности учителей, учащихся, их родителей, формирование психологической культуры всех участников образовательного процесса. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни и эффективного поведения
III. Диагностическая деятельность.
Задача: Изучение интеллектуальных, эмоциональных, социальных аспектов личности. Организация учебного процесса с ориентацией на индивидуальные особенности учащихся. Коррекция.
IV. Деятельность школьных служб: медицинской, психологической, социальной. Питание.
Задача: Профилактика и раннее вмешательство в оказание квалифицированной помощи учащимся. Обеспечение разнообразной и полезной пищи. Психологическое консультирование.
V. Физическое и психическое воспитание.
Задача: Обучение учащихся физическим навыкам и физической активности, навыкам регулирования собственных психических состояний.
VI. Нравственно-этическое воспитание.
Задача: Формирование личностных ориентаций школьника, нравственной зрелости.
VII. Совершенствование материально-технической базы школы.
Задача: Улучшение санитарно-гигиенических условий обучения, условий для обеспечения физического воспитания, медицинского обслуживания учащихся.
Циклограмма управленческой деятельности по реализации
программы «Образование и здоровье школьника»
месяц |
Содержание управленческой деятельности |
Объект управления деятельности |
Ответственный |
август |
1.Подготовка школы к учебному году в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
2.Проверка готовности служб(медицинской, питания, социальной, психологического консультирования) к работе.
3.Проверка наличия справок медицинского обследования у членов педагогического коллектива и обслуживающего персонала. |
Здание школы, классные комнаты, служебные помещения, спортзал, пищеблок.
Медицинские книжки сотрудников |
Директор школы и его заместители
Фельдшер школы, председатель профкома |
сентябрь |
1.Контроль состояния планирования деятельности
преподавателей физкультуры классных руководителей, школьной медсестры и организация методической помощи им со стороны администрации школы.
2.Утверждение основных направлений диагностических исследований в работе с учащимися.
3. Выявление возможностей совершенствования материально-технического обеспечения программы, планирование и организация деятельности по улучшению условий , обеспечивающих здоровье учащихся.
4.Организация психологической, консультативной службы для учащихся и их родителей.
5. Организация питания детей. Контроль за ним.
6.Организация образовательной деятельности в области здоровья при планировании работы методических объединений, семинаров классных руководителей, работы с родителями. |
Система планирования урочной и внеурочной деятельности служб, обеспечивающих условия сохранения и развития здоровья детей. Психологическая служба. |
Зам.директора по учебно-воспитательной и организационно-воспитательной работе.
Директор, зам. по хоз.части.
Психолог
Директор школы и его заместители
|
октябрь |
1.Организация диагностических исследований уровня адаптации к школе учащихся 1-х,5-х,1-х классов
2.Контроль за педагогическим обеспечением процесса адаптации учащихся к школе.
3.Контроль за организацией воспитания и развития школьников
4.Изучение эффективности организации рабочего времени учеников. Анализ расписания. |
Учащиеся 1-х,5-х,10-х классов, деятельность учителей в работе с ними
Уроки физкультуры, оздоровительный час
Расписание, учебные программы
|
Заместители директора
Зам.директора по УВР
Директор, завучи |
ноябрь |
1.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований в работе начальной школы.
2.Проведение валеологического семинара для учителей.
3.Проведение профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами. |
Начальная школа
Педагогический коллектив
учащиеся |
Куратор начальной школы
Директор школы, психолог
Социальный педагог |
декабрь |
1.Организация медицинского осмотра учащихся 9-х классов, организация прохождения медицинской комиссии мальчиками старших классов.
2.Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся. |
Учащиеся
Результаты медицинского осмотра учащихся школы. |
Военный руководитель
Куратор по здоровью |
январь |
1.Контроль реализации учителями –предметниками валеологических возможностей учебных предметов.
2.Изучение эффективности распределения учебных нагрузок при составлении расписания.
3. Мониторинг и оценка эффективности распределения учебного материала учителями предметниками. |
Деятельность учителей.
Расписание
Результаты преподавательской деятельности. |
Зам.директора по научно-экспериментальной работе.
Директор, психолог.
Завучи.
|
февраль |
1.Валеологические семинары для учителей, учащихся, родителей.
2. Анализ воспитательной работы классных руководителей по организации профилактической работы с учащимися. |
Участники образовательного процесса.
Система работы классных руководителей. |
Директор школы.
Зам. директора по УВР.
|
март |
1.Диагностика развития общих способностей учащихся начальной школы.
2. Подготовка документов на медико-педагогическую комиссию.
3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на уроках труда, физкультуры, при проведении лабораторных работ. |
Учащиеся начальной школы |
Завуч начальной школы, психолог.
Заместители директора.
|
апрель |
1. Организация изучения уровня готовности к обучению будущих первоклассников.
2. Подготовка учащихся к экзаменам, проведение профилактических бесед с учащимися, их родителями.
3. Анализ рациональности расписания экзаменов для здоровья учащихся.
4. Изучение уровня отношения к школе учащихся 3-их, 4-х, 5-х классов. |
Дошкольники
Работа с расписанием
ученики |
Завуч нач. школы, психолог.
Заместители директора.
Администрация.
Психолог.
|
май |
1.Анализ деятельности школы по профилактике физического и психического здоровья учащихся.
2. Анализ деятельности школьных служб, обеспечивающих условия сохранения здоровья.
3. Освобождение от экзаменов учащихся по медицинским показателям.
4. Организация деятельности летнего лагеря для учащихся. |
Вся система работы в школе
Начальная школа |
Администрация школы.
Администрация школы.
Зам. директора по УВР.
|
июнь |
1. профилактические мероприятия по сохранению здоровья детей в летнем лагере.
2. Контроль за безопасностью здоровья учащихся при работе в трудовом лагере. |
Учащиеся 1-х, 5-х классов
Учащиеся 5-х, 11-х классов. |
Начальник лагеря, медсестра.
Администрация. |
Концепция.
В условиях социально-экономических изменений, произошедших в нашем обществе, в условиях обострившихся социальных проблем, ухудшения экологической обстановки, проблема здоровья становится особенно актуальной. Негативные тенденции характеризуются, прежде всего, прогрессирующим ростом в структуре хронических заболеваний, нервно-психических нарушений, аллергических заболеваний, экологических состояний.
Поэтому так актуальна целенаправленная, системная работа школы по сохранению здоровья школьника. Однако, исходя из того, что такая работа строится в условиях, которые сама школа коренным образом изменить не может (материальных, санитарно-гигиенических, при сохранении учебных перегрузок) главным направлением программы становится валеологический аспект деятельности школы. Он, в первую очередь, направлен на формирование учительского и ученического коллектива, осознание ценности собственного здоровья и формирование определенного уровня культуры для его сохранения.
Поэтому особое место в деятельности школы занимает образовательный аспект, просветительская деятельность.
Исходя из важной значимости эмоционального состояния человека для его психического и физического здоровья другим важным аспектом деятельности школы в рамках программ «Образование и здоровье» является создание условий для улучшения микроклимата в коллективе, демократизация внутришкольных отношений, формирование у школьников понимания ценности собственного «Я» и права на индивидуальность.
Важной частью программы является работа по физическому и психическому воспитанию школьников. Она требует пересмотра определенных стандартов мышления о преподавании физкультуры, сложившихся за прошлые годы. Преподавание физкультуры требует учета состояния здоровья учащихся, усиления индивидуального подхода в работе с детьми.
Средством повышения психологической культуры учащихся являются тренинговые занятия, для проведения которых используются уроки человековедения, развития. При реализации вышеуказанных направлений деятельности, при ориентации на здоровье ребенка как важную ценность, школа может повлиять на состояние физического и психического здоровья учащихся.
При этом необходима четко определенная и хорошо продуманная система действий в заданном направлении. Поэтому особую роль в сохранении здоровья учащихся играет управление школой. Научно обоснованная система управления позволяет усилить валеологическую направленность деятельности школы, внести положительные изменения в условия обучения и воспитания.