Программа развития

 

Муниципальное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №11

с углублённым изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального

района Республики  Татарстан"

                                 

                                                                                                             

   

Программа развития воспитательной системы СОШ №11

 

ПРОГРАММА

 «РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  ШКОЛЫ №11

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

(Программа рассчитана на период с 2007 по 2011 год)

 

 Программа составлена на основе «Закона об Образовании», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 год», федерально-целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе»,   Государственная программа «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010», закон «Об уполномоченном, о правах человека в РТ» 2005год, письмо МОиН РТ №3209/6 2006 «О деятельности классных руководителей».

Актуальность программы определяется остротой социальных и педагогических проблем современного российского общества, порожденных как координальными переменами, произошедшими внутри нашей страны  (переоценка ценностей, разрушение традиционных форм работы с учащимися,  отмирание старых социальных институтов, структурные изменения во всех  подсистемах общества ), так и теме изменениями, которые произошли в мире в целом.  В настоящих условиях необходимо строительство воспитательной системы школы, с одной стороны возрождая  положительный опыт деятельности советской школы, с другой переоценивая этот опыт с современных позиций, обогащая его достижениями в области воспитания  представителей зарубежной школы и отечественных педагогов- новаторов. 

Характеристика структуры воспитательной службы школы №11

Возглавляет воспитательную службу заместитель директора школы, под его руководством находятся: методист, курирующий воспитательную работу основной школы, методист, курирующий воспитательную работу начальной

школы,  методист по дополнительному образованию, классные руководители. В школе действует должность освобожденного классного руководителя в классах с большим количеством детей «группы риска».   Педагогическая деятельность  по сохранению здоровья учащихся и формирования у них ценностного отношения к нему возглавляется  специально назначенным на должность педагогом.

В структуру воспитательной службы школы входят     кружков, возглавляемых   педагогами. Кружковой работой охвачено 920 учащихся. В школе  созданы уголок истории школы, музей этнографии.

Как самостоятельные, но тесно связанные с воспитательной службой школы выступают: психологическая служба; служба социальной работы.

Профориентационной работой в школе  руководят педагог, отвечающий за связь с вузами и заместитель директора по профильному обучению.

Традиции школы.   С 1965 года в школе действует литературный клуб «Астероид» под руководством Лельчук Л.Г., в 80-ые годы учителем литературы Ворониной В.С. был создан и ныне  продолжает свою историю литературно-музыкальный салон. С 1992 года действует программа «Лидер», направленная на развитие организаторских способностей учащихся. Ежегодно  школе проходят дни памяти поэта-патриота М.Джалиля, Тукаевские чтения, мероприятия, посвященные Дню победы. Третий год в школе проводится неделя толерантности, посвященная международному Дню толерантности. Традиционными праздниками школы являются: Праздник первого звонка, Выпускной бал, праздник осени для учащихся начальной школы и Осенний бал для старшеклассников, Новогодний вечер, вечер встречи выпускников, праздник школы.  Два раза в год проводится общешкольный  день здоровья.  Как традиция предыдущих лет истории школы возобновление деятельности спортивного класса, учащиеся которого занимаются гимнастикой. (Спортивные классы существовали в школе в 70-ые -80-ые годы.) Создание  4 года назад спортивной секции по хоккею на траве, тоже дань традициям, в истории школы были классы футболистов. А среди сегодняшних участников секции, члены сборной.  В школе сохраняются традиции ученического самоуправления, нынешний глава ученического Совета выбран на основе тайного голосования в ходе избирательной компании, проведенной в декабре 2003 года. К традициям школы можно отнести профильные классы, в течение многих лет  существовал медицинский класс, продолжает действовать юридический класс.  Имеется опыт тесного сотрудничества с профессиональными образовательными учреждениями (медицинское училище, КГУ, КГТУ, КЭУ).  Значимой традицией школы является тесное сотрудничество психологической службы и классных руководителей, опыт педагогов в организации  диагностических изучений учащихся и мониторинговой деятельности.

 

К актуальным проблемам школы можно отнести:

·        Рост числа детей с проблемами адаптации к требованиям школы и социума, растущих в неблагополучных семьях, где родители не помощники школе в реализации воспитательной функции;

·        Негативные последствия от  воздействия СМК, появление таких явлений как компьютерная зависимость, увлечение игральными аппаратами;

·        Изменение обстановки вокруг школы, где проживают большинство учащихся, (В микрорайоне возросло количество  людей, ведущих асоциальный образ жизни. );

·        Ухудшаются показатели здоровья учащихся, поступающих в первый класс школы;

·        Сокращение финансирование школы ухудшило состояние материально технической базы спорта и досуга.

 

Сложности организации системы воспитания связаны с двухсменной работой школы, отсутствием свободных площадей.

 

Программа «Развитие воспитательной системы школы» призвана, опираясь на традиции школы, на опыт отечественных и зарубежных  школ, на достижение педагогической и психологической науки  обеспечить эффективное воспитание ее учащихся.

 

Цель программы: Активизировать воспитательную направленность в работе школы, обеспечить эффективность педагогической поддержки личностного и социального развития учащихся.

 

Задачи программы:

1.     Внести в содержание воспитательной работы с учащимися новые концептуальные идеи, достигая на их основе возможностей совершенствования воспитательной системы в целом.

2.     Реализуя идею социального партнерства, построить единое социально-воспитательное пространство, в которое наряду со школой  будут включены шефы промышленного предприятия, культурно-образовательные  учреждения города, высшие учебные заведения, медицинские учреждения, представители охраны правопорядка.

3.     Используя возможности самой школы и средства благотворительного фонда укрепить материальную базу для обеспечения досуга детей и их занятий спортом.

4.     Внедрить в работу классных руководителей современные методы и формы внеклассной работы, повышая их педагогическую компетентность и психологическую грамотность.

5.     Привлечь родительскую общественность в непосредственное участие в воспитательной работе школы. Усилить связь с семьей в решении воспитательных задач.

6.     Увеличить число детей занятых в спортивных секциях, кружках, клубах.

 

 

Концепция программы развития школы.  В условиях произошедших в российском обществе перемен, связанных с ними последствий, а так же развивающихся процессов  модернизации образования актуализируется идея построения воспитательной системы школы на основе гармонизации образовательных парадигм. В реализации воспитательных задач учебным заведением не обходимо исходить из идеи гармоничного сочетания  культурологического, компетентностного, личностного подходов обучения и воспитания. Что означает:

Формирование у учащихся

·        чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство другого (сверстника, старшего);

·        адекватного ситуациям поведения, овладение культурой труда, отдыха, общения, здорового образа жизни;

·         готовности к непрерывному образованию, развитию и саморазвитию;

·        умения реализовать соотносить свои потребности и потребности окружающих, ориентируясь в ценностно-смысловых доминантах современности;

·        ответственного отношения к себе, своим поступкам и действиям, освоение навыков культуры быта и  культуры социального взаимодействия;

·        осознание своего статуса гражданина России, чувства ответственности за ее судьбу и судьбу своей родины – республики Татарстан, города Зеленодольска;

·        соблюдение традиций своего народа, бережное отношение к ним, а так же уважительное отношение к культуре и традициям других народов.

Изменение структуры, содержания системы воспитания через:

·        внедрение идей педагогики поддержки в систему работы с учащимися;

·        психологизацию воспитательного процесса использование системы диагностики и мониторинга в работе классного руководителя;

·        построение внеклассной работы с учащимися на идеях продуктивной деятельности; педагогических технологиях, предполагающих эффективные возможности творческого развития учащихся;

·        инициацию активности широкой общественности, промышленных предприятий, государственных служб;

·        усиление воспитательной направленности обучения.

Осознания школой того факта, что ее миссия в образовании и воспитании учащихся,  предполагает работу по преодолению отрицательного социального воздействия на личность. Это невозможно без овладения современными  формами воспитательной работы и интеграцией  всех   заинтересованных лиц в воспитании детей и подростков. Данное определяет необходимость изменений в управлении школой. В частности усиливается необходимость деятельности по расширению связи школы с широкой общественности, поиск форм и методов взаимодействия, создания единого социально-воспитательного пространства. (Модель данного пространства как одного из направлений работы школы в рамках Программы развития воспитательной системы прилагается.)  Другой значимой частью управления в рамках Программы становится разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.  (Тематика предлагаемых проблем в работе с педагогами и классными руководителями дана ниже.)

 

Приоритетные направления и  стратегии воспитания.

·        В условиях духовного кризиса  приоритет духовности и нравственности становится главным  в содержании воспитания и обучения, определяя изменения в системе связи учитель – ученик.

·        Духовное здоровье человека невозможно без здоровья физического. Укрепление физического и психического здоровья учащихся – главные педагогические приоритеты.

·        Воспитание патриотизма предполагающего синтез духовно-нравственной, мировоззренческой и личностной  зрелости.

·        Воспитание трудолюбивой и конкурентноспособной личности. При этом  показателем конкурентноспособности личности является умение достигать ее цивилизованными методами.

Педагогические стратегии, ориентированные на успех в реализации намеченных направлений воспитания в умелом использовании как старых, общепринятых методов, так и использовании современных подходов к воспитанию, опоре на психологическую службу школы. Последнее определяет разработку стратегии деятельности психологической службы школы в развитии воспитательной системы школы. Важным фактом этого участи становится дифференцированный подход деятельности психологической службы школы в создании эффективных условий развития ребенка. (Направления деятельности психологической службы в рамках Программы даны ниже.)

 

Педагогическая поддержка детям «группы риска».

·        Сохранение системы освобожденного классного руководителя и увеличение количества педагогов, выполняющих эту функцию;

·        Вовлечение детей этой группы в спортивные секции и художественные кружки;

·        Усиление деятельности социального педагога с детьми данной группы и их родителями, проведение индивидуальной работы с учащимися психологом школы;

·        Выявление и пресечение любых случаев антисоциальных действий учениками школы,  привлечение для работы с данными учащимися родительской общественности и работников правоохранительных органов;

·        Привлечение детей данной группы к участию в классных и школьных мероприятиях, трудовых делах;

·        Охват детей данной группы системой тренингов по антинаркотической пропаганде и тренингов личностного роста.

 

Педагогическая поддержка в работе с одаренными детьми.

·        Создание оптимальных условий для обучения детей занимающихся в спортивных секциях, музыкальной и художественной школах;

·        Привлечение детей данной группы к участию в школьной жизни, к проведению исследовательской работы, в городских и республиканских конкурсах;

·        Проведение специальных тренингов  направленных на личностное развитие учащихся, повышение их конкурентной способности;

·        Организация дополнительного образования старшеклассников в системе подготовки к поступлению в высшую школу;

·        Расширение числа участников группы Лидер, активизация ее деятельности.


 Педагогический проект в обеспечении воспитательного процесса школы

 

Повышение уровня воспитанности учащихся, личностное развитие школьников выступают важными показателями качества образования, включая в себя сформированность  таки личностных качеств и свойств как добросовестность, ответственность, дисциплинированность, социальная активность, патриотизм, гражданственность.  В реализации указанных задач в школе создана и действует система воспитательной работы,  ряд направлений ее успешно осуществляется  через педагогические проекты:

1.      «Толерантный класс»;

2.      «Оптант» («Педагогическая поддержка профессионального развития школьника»);

3.     Программа «Здоровое тело к здоровому духу»;

4.     Общешкольная программа «Патриотическое воспитание учащихся средствами урока и внеурочной деятельности»;

                                                                             

 Интеллектуальное воспитание осуществляется через  программу научно-исследовательского общества «Наследие».

 

Эстетическое воспитание учащихся – программа «Поликультурное воспитание средства национальных культур и мировой культуры в целом», участие в кружковой работе;

Физическое воспитание учащихся – через развитие системы спортивных кружков вовлечение учащихся в занятия  в спортивных секциях, популяризацию физкультуры и спорта.

 Особое значение в воспитании социальной активности учащихся играет развитие волонтерского движения. В  школе создано объединение волонтеров «Твори добро».

Продолжается работа по программе «Лидер».

 

В качестве задачи на 2009-11 г.г.:

 

Основные направления развития воспитательной системы школы:

1.     Структруирование системы воспитательной работы  соответственно с программой «Развития воспитательной системы школы», разработанной в соответствии с Федеральной программой.

2.     Развитие структуры воспитательной работы школы в соответствии с программами «Оптант», «Толерантный класс», «Здоровое тело к здоровому духу».

3.     Дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.

4.     Формирование копилки классного руководителя, через обобщение опыта воспитательной работы педагогов школы. 

5.     Формирование нормативно-правовой основы для организации воспитательного процесса в школе.        

  

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz